Декабрь 19, 2019 Просмотры 839 просмотров

Сенсорные киоски и их применение



Анализируя тенденции развития и применения вычислительной техники, можно без труда подметить две характерные особенности, своего рода приметы XXI века. С одной стороны, невероятное совершенствование и усложнение электронных средств и вычислительной техники, с другой стороны, насущная потребность в максимальном упрощении средств управления данной техникой. В настоящий момент одним из таких устройств, органично сочетающим данные тенденции, является сенсорный киоск. Надо заметить, что интуитивно понятное и очень простое взаимодействие пользователя и киоска позволило в достаточно короткие по историческим меркам сроки превратить сенсорный киоск в обширную по сфере применения и бурно развивающуюся область компьютерной и коммуникационной техники.

Сенсорный киоск представляет собой многофункциональное и многоцелевое устройство, выполненное в виде компьютерной стойки. В зависимости от дизайна они могут содержать то или иное оборудование, однако, основной отличительной чертой их являются сенсорные экраны (Touch screen).

Развитие такой области как сенсорные киоски происходило «рука об руку» с остальной электронной и компьютерной техникой, являясь порождением последней и ее неотъемлемым элементом, непрерывно включая в себя все новейшие достижения в микроэлектронике, технологии производства, средствах коммуникации.

Возникновение сенсорных киосков

В начале 70-х годов были начаты исследования по созданию устройств ввода, посредством которых могла бы считываться с различных носителей, преимущественно бумажных, нанесенная графическим способом информация (например, гистограммы, кардиограммы и т.п.). Результатом явилась разработка первого «контактного сенсора» инструктором университета штата Кентукки доктором Сэмом Херстом (Sam Hurst). Данное устройство было запатентовано и названо «Elograph» (электронные графики или координатная измерительная система). Оно в отличие от современных сенсорных экранов было непрозрачным, однако явилось значимым событием в развитии сенсорных технологий.

Назначение сенсорных киосков

Сенсорные киоски широко распространены во всем мире и служат для выполнения разнообразных функций. Самой простой и наиболее часто используемой функцией сенсорного киоска является предоставление информации. Создание на их основе информационно-справочных и платежных систем позволяет клиентам компаний получать оперативный доступ к информации, используя самые передовые достижения в области информационных технологий.

Киоски могут использоваться в выставочных информационных системах и на стендах экспонентов, в музейных экспозициях, в транспортных системах. Информационные киоски обычно снабжены принтерами, позволяющими пользователю распечатать найденную с помощью терминала информацию. Часто сенсорные киоски совмещают в себе несколько разных функций, и кроме предоставления информации дают пользователю возможность воспользоваться такими услугами как оплата счетов, денежные переводы, заказ товаров с доставкой.

Сенсорные киоски позволяют сделать услуги и товары компании доступными широкому кругу потребителей, «перенести» их туда, где потенциальные клиенты бывают чаще всего, в магазины, кинотеатры, торговые центры, общественный транспорт. Они предоставляют все услуги, предоставляемые компаниями для своих клиентов, исключая необходимость непосредственного участия персонала.

Необходимо отметить, что киоски, позволяющие проводить денежные операции с наличными средствами, в отличие от банкоматов ориентированы на прием, а не выдачу, банкнот.

Области применения сенсорных киосков

Вся совокупность сенсорных киосков условно подразделяется по функциональному назначению и соответственно областям применения. Основными разновидностями сенсорных киосков являются следующие.

Рекламные киоски, которые рекламируют товары и услуги компании. Потенциальные клиенты, могут получить мультимедийную презентацию интересующего их продукта. Кроме того, рекламный киоск позволяет пользователю получить гораздо более детальную и специфичную информацию о товаре, нежели представленную торговым персоналом.

Информационными называют киоски, используемые для предоставления разного рода справочной информации. Установленный в доступном месте, информационный киоск дает возможность клиенту обращаться за информацией в любое время - семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Обычно этот тип киосков устанавливается в выставочных павильонах, торговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах, правительственных учреждениях. В правительственных учреждениях информационные киоски предоставляют информацию о заседаниях, конференциях, мероприятиях, режиме работы и приема граждан.

Сервисные киоски помимо справочной информации предоставляют пользователю платные или бесплатные услуги. Это может быть оплата счетов за различные услуги, денежные переводы, заказ товаров с доставкой. Достаточно часто данный тип киосков называют платежными терминалами, если они ориентированы именно на прием различных платежей. Применение сервисных киосков экономит время клиента и сокращает расходы компании на содержание сотрудников, выполняющих подобного рода работы.

Торговые киоски, отпускающие товар - это одновременно склад, магазин и электронный каталог товаров. Киоск выполняет все необходимые операции: показ и описание товаров, прием платежей и выдачу товара покупателю. Некоторые виды торговых киосков обеспечивают весь процесс от производства до продажи продукта, параметры которого задает покупатель (например, поздравительные открытки или фотографии). Торговые киоски являются наиболее сложными, но приносят наибольшую прибыль и быстро окупаются. Их установка позволяет компаниям увеличить охват потребительского рынка при значительной экономии на аренде торговых площадей (например, автоматы для продажи билетов в театр, кино, на самолет, мультимедийного контента, записи CD дисков).

Музыкальные киоски представляют собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий получить посетителям учреждений развлекательного характера, бара, кафе или ресторана новую и приятную музыкальную услугу. Собственно данный тип киосков напоминает всем известные музыкальные автоматы, где за определенную плату можно было заказать мелодию. Это позволяет предприятию привлечь и развлечь большее число клиентов и положительно сказывается на доходности предприятия.

Как было указано выше, разделение на разновидности является весьма условным, поскольку цели и задачи, решаемые сенсорными киосками, определяются заказчиком-владельцем, а это значит, что киоск может обладать различной функциональностью и включать в себя разнообразные возможности. Главное и единственное, что их объединяет, так это сенсорный экран.

С точки зрения развития сферы услуг и торговли представляют наибольший интерес торговые и сервисные киоски. Это связано с тем, что в каждодневной жизни мы вполне можем обходиться без рекламных, музыкальных и даже информационных возможностей, которые могут предоставить нам сенсорные киоски. Данный аспект не очень сильно влияет на качество нашей жизни. Но наличие в удобных для потребителя местах и с круглосуточным автоматизированным режимом работы киосков, позволяющих осуществить те или иные платежи за коммунальные услуги, услуги сотовой связи, когда она особенно необходима, или приобрести какой-то товар, резко отражается на облике сферы услуг в целом.

Зарубежный опыт и основные области применения сенсорных киосков

В западных странах WEB-киоски, интегрированные в реальные склады и магазины, приходят на смену электронным магазинам. Специалисты считают, что WEB-киоски, интегрированные в реальные склады и магазины, приходят на смену электронным магазинам: такая схема розничной торговли гораздо успешнее и перспективнее, так как связана с реальным бизнесом. Многие фирмы, например, Barnes & Noble, Kmart, Staples, уже внедрили такую форму обслуживания клиентов и пожинают первые плоды. По мнению аналитиков, WEB-киоски психологически гораздо выгоднее влияют на сознание покупателя, не ставя его перед выбором, каким образом делать покупки: в онлайне или традиционном магазине. Клиент при желании может воспользоваться и тем, и другим способом. Поэтому, вероятно, все больше розничных торговцев будут использовать WEB-киоски как переходную стадию к электронному магазину.

Британская компания British Telecommunications продолжает расширять сеть терминалов Multi.phone, которые заменяют традиционные таксофоны, вместо них используются мультимедийные киоски. В киосках вместо таксофонов размещены 12 дюймовые цветные сенсорные экраны. Клиент может получить доступ в Интернет и воспользоваться услугами электронной почты. На сенсорном экране есть «горячие клавиши», при помощи которых можно попасть на наиболее популярные веб-сайты, а также экранная клавиатура для набора веб-адресов или поиска информации.

Российская компания "МегаФон" начала в Москве установку информационных терминалов. С помощью некоторых из них можно будет оплачивать услуги сотовой связи.

В компании МТС устанавливаются устройства «МТС-помощник». Это сенсорный киоск самообслуживания, с помощью которого абоненты МТС могут воспользоваться Интернет Системой Сервиса Абонента (ИССА) или получить необходимую информацию из Справочника абонента. Интернет Система Сервиса Абонента – дополнительная услуга, которая позволяет:
* получать информацию о лицевом счете
* самостоятельно добавлять или удалять услуги
* заказывать детализацию счёта (на факс или электронную почту).

Московский аэропорт Домодедово продолжает расширять перечень услуг для различных категорий пассажиров и теперь предоставляет клиентам доступ к информационной системе Reuters через информационные киоски. Эта новая услуга поможет пассажирам, чьи перелеты связаны с рабочей деятельностью и тем, кто привык всегда быть в курсе последних новостей, даже в пути не снижать свою деловую активность.

Российская авиакомпания «Аэрофлот» в декабре 2005 года приступила к установке в своих офисах справочно-информационных киосков с функцией бронирования. Киоск позволяет пассажиру просмотреть расписание рейсов, выбрать направление, даты вылета и произвести бронирование. После завершения бронирования система автоматически распечатывает квитанцию подтверждения брони, которую вместе с паспортом необходимо предъявить кассиру офиса для оформления билетов.

Перспективы использования сенсорных киосков в Узбекистане

Для объединения усилий и взаимодействия предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке Узбекистана в сфере информационных технологий, в 2006 году была учреждена Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана. Ее деятельность направлена на решение задач и достижение целей, поставленных правительством Республики Узбекистан в динамично развивающейся области информационных технологий.

Одним из учредителей Ассоциации является отечественное предприятие «BISoft multimedia», которое еще в 2005 году впервые в Узбекистане разработало и произвело первый многофункциональный сенсорный киоск с использованием сенсорного экрана, произведенного по технологии поверхностно-акустической волны, с оригинальным программно-аппаратным комплексом поддержания работоспособности и восстановления системы.

Предприятие «BISoft multimedia» ориентируется в своей деятельности на возможности и мощности узбекистанских предприятий по тем позициям комплектующих, которые можно произвести и приобрести на местном (республиканском) рынке. Также предприятие занимается разработкой, дизайном и изготовлением корпусов сенсорных киосков, используя производственные мощности, существующие в Республике Узбекистан. Эта линия на импортозамещение и использование отечественного производства позволяет серьезно удешевить готовую продукцию без потерь в качестве и на приемлемом дизайнерском уровне.

Для широкого применения сенсорных киосков в системе безналичных расчетов начато создание законодательной базы и обращено серьезное внимание к этой проблеме на высоком правительственном уровне. Это выразилось в Постановлении Президента ПП-433 от 3 августа 2006 года. В нем в тезисной форме описан механизм совершенствования платежных систем и рекомендовано создание разветвленной сети электронных платежно-справочных терминалов массового самообслуживания (инфокиосков) с круглосуточным режимом работы.

Большое значение в совершенствовании механизма оказания услуг населению на сегодняшний момент, как указывается в Постановлении, имеют киоски, оборудованные техническими средствами приема платежей – в первую очередь, картридерами. Данные электронные устройства предназначены для осуществления безналичных платежей посредством приема пластиковых карточек за конкретные услуги, которыми может быть оборудован сенсорный киоск.



Например, это могут быть платежи за коммунальные услуги, проплаты за предоставление услуг сотовой связи, услуг Интернет, за услуги почты и т.д. Картридеры могут иметь разнообразное исполнение в зависимости от типа принимаемых пластиковых карточек и различной степенью автоматизации. В Узбекистане распространение получили так называемые смарт карты, где в отличие от пластиковой карты с магнитной полосой используется встроенная микросхема, которая и обеспечивает высокий уровень защиты. Кроме того, пластиковые смарт карточки обеспечивают работу без связи с банком (в режиме оффлайн) без снижения уровня безопасности.

Наряду с вышеописанными устройствами широко распространены монетоприемники и купюроприемники, которые предназначены для использования в качестве платежного средства металлических монет, жетонов либо бумажных денег. Данные устройства позволяют осуществить платеж за определенную услугу с помощью наличных денег. Это могут быть любые услуги, как и в случае с пластиковыми карточками. Программное обеспечение купюроприемника, используя встроенные датчики, анализирует разнообразные параметры банкнот и определяет ее валидность и достоинство. В современных купюроприемниках существует защита от обратного вытаскивания купюр (anti-stringing, anti-fishing), что позволяет обезопасить владельца киоска от мошенничества, связанного с вытаскиванием из купюроприемника уже распознанных банкнот.

В настоящий момент фирма «BISoft multimedia» завершает адаптацию купюроприемников фирмы «ICT» к потребностям узбекистанского рынка. Купюроприемник уже «понимает» следующие банкноты достоинством 100, 200, 500, 1000 сум. Киоск, оснащенный таким купюроприемником, сможет гарантировано распознавать узбекистанские сумы в качестве наличного платежного средства.



Наиболее удобным и функциональным для приема платежей за различные услуги является наличие в киоске как картридера для приема пластиковых карточек, так и купюроприемника для приема бумажных банкнот. Если при совершении платежей у пользователя не хватает денежных средств на пластиковой карточке для оплаты услуги, то он сможет внести недостающую сумму через купюроприемник.

Следует еще раз отметить, что некоторые люди часто путают платежные терминалы (сенсорные киоски) с банкоматами и это неудивительно. Фактически банкоматы могут осуществлять все функции платежных терминалов-сенсорных киосков, основное же отличие состоит в том, что платежные терминалы (сенсорные киоски) не позволяют снимать с пластиковых карточек наличные деньги. Как следствие, это ведет к упрощению конструкции, минимизации размеров платежных терминалов и снижению требований к их безопасности, что приводит в свою очередь к существенному снижению их стоимости по сравнению с банкоматами.


Просмотры 839 просмотров

Статистика просмотров страницы:

  • за текущий месяц (Март 2024) - 8;
  • за прошлый месяц (Февраль 2024) - 17;
  • за последние 3 месяца (Декабрь 2023 - Февраль 2024) - 45;
  • за последний год (Март 2023 - Февраль 2024) - 305;

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

GT & Industrial Systems, LP, действующая в Узбекистане через зарегистрированное ...
В начале 2000-х мир киберспорта переживал свою золотую эпоху, а ...
Бухгалтерская программа 1C способствует успешному развитию бизнеса в условиях современной ...
Автоматизация бизнес-процессов и повышение эффективности компании с помощью программы 1С.