Декабрь 19, 2019 Просмотры 1188 просмотров

Windows MultiPoint Server – работаем вместе на одном компьютере

Многие транснациональные корпорации сейчас проявляют большой интерес к образовательной сфере. Достаточно вспомнить образовательные инициативы Intel и ее основной подход «один ученик – один компьютер». Корпорация Microsoft также не остается в стороне, но ее подход отличается кардинально. Вкратце его можно сформулировать следующим образом «совместное использование одного ПК несколькими учащимися». А помочь разделить машинные ресурсы между пользователями должна новая серверная операционная система от Microsoft Windows MultiPoint Server 2010.

1

Мы решили поближе ознакомиться с новым продуктом от Microsoft и развернуть систему на его основе. 

О Multipoint Server 2010

Windows Multipoint Server 2010 в первую очередь предназначен для учебных заведений. Его основная идея в том, что для полноценного процесса обучения нескольких учащихся достаточно всего одного ПК, к которому подключено несколько клиентских устройств. При этом каждый пользователь на компьютере с установленным Windows Multipoint Server получает независимое рабочее окружение (личные папки, собственные настройки среды и т.п.). Но, тем не менее, все они совместно используют ресурсы одного ПК, которые распределяются между ними операционной системой.

Таким образом, учебное заведение может существенно сократить затраты на приобретение необходимого в учебном процессе компьютерного оборудования или же на базе существующего машинного парка увеличить количество учебных мест.

Принцип работы MultiPoint Server базируется на использовании технологии терминального доступа. То есть при старте MultiPoint Server в консольном режиме выполняется загрузка специальной среды, в которой система производит разделение подключенных устройств ввода для независимой работы пользователей. При этом  запускается несколько (по числу подключенных мониторов) подключений к удаленному рабочему столу, которые выполняют удаленное подключение к тому же компьютеру, на себя. Каждая сессия выводится на "свой" монитор, и, соответственно, каждому пользователю выводится индивидуальное приглашение для входа в систему.

 

2

 

Разворачиваем Windows Multipoint Server

Развернуть систему с Microsoft MultiPoint Server можно несколькими способами:

  1. Непосредственное подключение к одному компьютеру всех устройств ввода-вывода (клавиатуры, мыши, мониторы).
  2. C использованием подключаемых по сети тонких клиентов.

 

  1. И, наконец, через так называемых нулевых клиентов (Zero Client), подключаемых к компьютеру с MultiPoint Server по интерфейсу USB.

Отметим, что при необходимости можно комбинировать любые из вышеперечисленных способов подключения.

Нам удалось получить в свое распоряжение комплект нулевых клиентов, а именно NComputing U170, на них то мы и собирали нашу систему. Отметим, что помимо  NComputing, сразу несколько компаний предлагают сходные девайсы, а компания HP вообще предлагает законченный комплект  HP MultiSeat с предустановленной MultiPoint Server 2010.

Подробнее о нулевых клиентах мы поговорим позже, в статье посвященной тестированию системы, пока же скажем, что типичный нулевой клиент - это компактное устройство с очень низким энергопотреблением. При подключении его к компьютеру с MultiPoint Server, в системе появляется комплект устройств, а именно звуковой и видео адаптер, мышь и клавиатура.

Вот так выглядит типичная система на нулевых клиентах:

 

3

Стоит упомянуть о плюсах такого способа разворачивания системы.

В первом случае, количество учебных мест ограничивается четырьмя (большинство современных плат позволят установить два видеоадаптера и, соответственно,  подключить к системе до четырех мониторов). И даже при таком количестве пользователей придется решать проблему со звуком, поскольку установить в среднестатистический ПК дополнительно три звуковых адаптера не так уж тривиально, как может показаться.

Способ подключения при помощи тонких клиентов требует разворачивания сетевой инфраструктуры и более высоких затрат на покупку оборудования. Кроме того, обслуживание такой системы сложнее, чем в случае с прямым подключением или в случае использования нулевых клиентов. Да и энергопотребление в данном случае будет максимальным.

Нулевые клиенты являются хорошим компромиссом. К одному ПК можно подключить до 10 нулевых клиентов. У пользователей не возникнет проблем с длиной соединительных кабелей, а энергопотребление будет минимальным (нулевой клиент потребляет всего около 2 ватт). При этом каждый пользователь получит полный комплект устройств, которые не нуждаются в обслуживании. 

Загрузка системы

Работа в системе при любом случае разворачивания практически идентична. При запуске сервера, вам предложат выбрать одно из действий: запуск в стандартном режиме, режиме обслуживания или же привязки рабочей станции.

Режим обслуживания предназначен для установки драйверов, ПО, настройки системы.

В режиме привязки рабочей станции необходимо ввести букву (A, B и т.д.) с клавиатуры для ассоциирования комплекта устройств с монитором. После этого система переходит в стандартный режим работы.

В стандартном режиме, происходит пользовательский вход в систему под служебной учетной записью, в которой уже запускается MultiPoint Server. На этой стадии происходит разделение подключенных пользовательских устройств ввода и распределение по мониторам удаленных подключений. После этого пользователи работают в системе в обычном терминальном режиме. 

Управление системой и работа в ней

Управление системой производится стандартными средствами администрирования Windows 2008 R2, а также с помощью Диспетчера MultiPoint. Через него можно администрировать учетные записи пользователей, а также управлять работой пользователей.

Странно, что Диспетчер MultiPoint не имеет возможностей подключения к конкретным сеансам, пусть даже простого наблюдения за рабочим столом выбранного пользователя. Приходится делать это при помощи диспетчера службы удаленных рабочих столов.

А для полноценного взаимодействия преподавателя с учащимися должно быть установлено специализированное ПО, которое у нас в системе отсутствовало. 

Выгодно ли это?

Итак, данное решение выглядит весьма привлекательно для школ, офисов, библиотек, интернет-кафе и т.п. Тем не менее, не стоит ожидать какой-то чрезмерной экономии. Мы сами не стали сравнивать затраты, но в сети выложено множество сравнительных расчетов стоимости организации компьютерного класса на обычном оборудовании и на нулевых клиентах. Авторы расчетов практически единодушно сходятся на двукратной экономии средств.

При этом в расчетах фигурирует только базовое ПО. С учетом вспомогательного ПО (антивирусы и т.п.) и ПО для обучения, которое лицензируется по количеству инсталляций, а не по количеству рабочих мест, экономия может быть еще более значительной. 

P.S.

Во второй части обзора мы опишем сам процесс разворачивания системы.

 


Просмотры 1188 просмотров

Статистика просмотров страницы:

  • за текущий месяц (Март 2024) - 34;
  • за прошлый месяц (Февраль 2024) - 35;
  • за последние 3 месяца (Декабрь 2023 - Февраль 2024) - 77;
  • за последний год (Март 2023 - Февраль 2024) - 331;

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

GT & Industrial Systems, LP, действующая в Узбекистане через зарегистрированное ...
В начале 2000-х мир киберспорта переживал свою золотую эпоху, а ...
Бухгалтерская программа 1C способствует успешному развитию бизнеса в условиях современной ...
Автоматизация бизнес-процессов и повышение эффективности компании с помощью программы 1С.