pc.uz
Поиск
Расширенный поиск
РегистрацияЗабыли пароль? Запомнить
Товары Каталог компаний Публикации Объявления События Полезные сервисы Наши вакансии
Вторник, 11 декабря 2018 г.
USD: 8314.85   EUR: 9408.25
Версия для печати
2006-08-10 00:00:00

Интернет-провайдеров в Узбекистане призвали к соблюдению авторских прав

Автор: PC.UZ



«Ответственность за нарушение прав авторов в Узбекистане будет ужесточена». Это заявление заместитель генерального директора УзРААП Алишер Хафизов сделал в марте этого года, в интервью PC.UZ рассказывая об изменениях, которые планируется внести в новую редакцию Закона «Об авторском праве и смежных правах». Тогда г-н Хафизов впервые публично заявил, что создание провайдерами собственных файловых архивов фильмов, музыки, нарушает права авторов, если эти произведения используются без заключения письменных договоров с правообладателями.

Время показало, что слова не расходятся с делом. Новая редакция Закона РУз «Об авторском праве и смежных правах» вступила в действие 20 июля, а уже в конце июля, как сообщает сайт Security.uz некоторые интернет-провайдеры Узбекистана закрыли свои бесплатные онлайн-коллекции музыки и видео.

- Случайно ли это?

- Конечно, нет, - прокомментировал данную ситуацию Алишер Хафизов. - Это сделано в результате переговоров Агентства по авторским правам с Интернет-провайдерами. Вновь принятый Закон содержит такой термин как «доведение до всеобщего сведения». Это действие представляет собой исключительное право авторов, и размещение в Сети фильмов и музыки без заключения договоров с ними является безусловным нарушением законодательства.

- А как насчет предупреждения: «Все права на исходные аудиоматериалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам. Эти файлы выложены только для частного использования…», которыми часто предваряются подобные архивы?

- Пункт 2 статьи 9 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Республика Узбекистан стала членом Бернской конвенции 19 апреля 2005 года) обязывает участвующие в ней страны не допускать воспроизведения произведений в личных целях, если такое исключение из права на воспроизведение не будет соответствовать определенным условиям. В частности, причиняемый авторам ущерб должен быть устранен или, по крайней мере, смягчен путем выплаты соответствующей компенсации.

- Значит, все местные «хранилища» фильмов и музыки будут закрыты?

- Не совсем так. По мнению провайдеров, полное закрытие файловых архивов в Узнете привело бы к резкому увеличению внешнего трафика, в основном из России и стран СНГ, перегрузке каналов, необходимости их расширения и, соответственно увеличению стоимости услуг доступа в Интернет.
Однако требования закона таковы что архивы должны быть либо закрыты либо их владельцы должны заключить договора с авторами. Однако понятно что провайдеры Узбекистана не в состоянии самостоятельно заключить договора с огромным числом зарубежных авторов, произведения кторых они используют. Поэтому было принято компромиссное решение. Поскольку контроль за воспроизведением в личных целях аудиовизуальных произведений неосуществим, а запрет такого воспроизведения нецелесообразен, законодательство большинства стран, в том числе и Узбекистана, предусматривает, что такое воспроизведение возможно без согласия правообладателей, однако им должно выплачиваться соразмерное вознаграждение.

Сбор и распределение данного вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, изготовителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Сейчас в качестве такой организации выступает Узбекское республиканское агентство по авторским правам, которое в настоящее время ведет работу по заключению договоров с Интернет-провайдерами.

- Кто и как определяет размер авторского вознаграждения? Каков механизм его сбора?

- Существуют методики, принятые на основе международной практики. Сумма авторского вознаграждения определена нами исходя из количества музыкальных произведений (около 10 тыс. наименований) и фильмов (около 500 наименований), используемых в местных файловых хранилищах. На фильмы приходится около 70% суммы авторских, причем наши провайдеры обязуются после 1 августа в любом случае не использовать фильмы-новинки, вышедшие в течение последнего года. Размер отчислений одинаков для всех, кто имеет архивы музыки или фильмов, так как на практике очень сложно отследить количество скачанных произведений у разных владельцев.

Отчисления должны будут делаться ежемесячно, а распределение их между авторами является задачей органа по коллективному управлению авторскими правами, в данном случае – УзРААП.

- А что будет с теми кто не захочет закрывать свои архивы и не заключит договора?

- К ним будут применены меры в установленном порядке как к нарушителям законодательства об авторских правах. А эти меры в новой редакции Закона достаточно серьезные. Подробно о них можно прочитать в 65-й статье.

- Меньше месяца, как вступила в действие новая редакция Закона, а Агентство по авторским правам уже развернуло бурную деятельность по охране прав авторов. С чем связана такая активность?

- А зачем дожидаться международных санкций? Приведу пример Украины. В марте 2001 года эта страна была внесена список “Special 301”, в который Торговым представителем США (USTR) вносятся страны, которые не предоставляют достаточной защиты прав интеллектуальной собственности. Причем Украина попала туда со статусом «приоритетной», то есть требующей наиболее пристального внимания страны (пиратское производство компакт-дисков и видеокассет наносило США ущерб в размере до USD 250 млн в год). В июне 2001 года американским правительством было принято решение о снятии с Украины льгот Общей системе преференций, а 23 января 2002 года были наложены санкции на импорт товаров из Украины. Действие санкций продолжалось более 3-х лет, и только в январе 2006 года были восстановлены преимущества Украины в рамках системы преференций.

Узбекистан также находится под пристальным вниманием зарубежных правообладателей в сфере соблюдения авторского права и смежных прав, поэтому чем раньше мы добьемся эффективной охраны интеллектуальной собственности тем лучше.

- Если можно, расскажите подробнее о других нововведениях в Законе РУз «Об авторском праве и смежных правах».

- Изменений много. Впервые дан конкретный перечень действий, являющихся нарушением авторского права (статья 62), определены многие термины, например: «обнародование»; «доведение до всеобщего сведения»; «сообщение для всеобщего сведения»; «исполнитель»; «изготовитель фонограммы»; «контрафактные экземпляры» и многие другие.

Более определенно сформулированы права авторов. Согласно статье 19 новой редакции закона, автор имеет право на получение вознаграждения за любое использования его произведения, независимо от того, направлено это использование на извлечение дохода либо такой цели не ставилось.

Как я говорил выше, четко и подробно прописаны способы защиты авторского права и смежных прав (статья 65). Отдельная, 66-я статья, предусматривает конфискацию и уничтожение контрафактных экземпляров по решению суда.

- Кто будет контролировать исполнение закона?

- Координация действий будет осуществляться Узбекским республиканским агентством по авторским правам совместно с правоохранительными органами в рамках комплексных проверок. Мы, как организация осуществляющая коллективное управление авторскими правами, имеем право контролировать правомерность и законность использования произведений и защищать интересы авторов в суде.

Ссылка по теме:
Закон РУз "Об авторском праве и смежных правах" (новая редакция, вступил в силу 20 июля 2006 года)

Обсудить на форуме

Прочитано: 6011 раз(а)  |  Комментариев: 0  |  Средняя оценка (макс. 7): нет (Голосов: 0)
Вы не авторизованы для голосования
Еще по теме:
В этой теме комментарии отключены.
Регистрация в каталоге Обратная связь Размещение на сайте Приглашаем авторов! О проекте Наши партнеры
© ООО «Norma»; 2018. Все права защищены.
YP
Рейтинг@Mail.ru
Uzinfocom Datacenter
18+
Add engine