Декабрь 19, 2019 Просмотры 541 просмотр

Как делать «Хороший дизайн», или эссе о вебе

Как писал Рома Воронежский: «Хороший дизайн получается при наличии здравого смысла и желания сделать хорошо. Без этих двух ничего не получится. Можно выучить наизусть всего Нильсена и Тафта, загадить все форумы цитатами, надеть пиджак и с серьезным лицом рассуждать о юзабилити, получать заказы, срубить все бабло галактики, лечь и умереть. Можно, можно. Галактика, однако, лучше от этого не станет. И если последний факт вас не смущает — учите Нильсена».

На этом можно было бы закончить писанину - все емко и, казалось бы, понятно. Но вот само определение «здравому смыслу» еще никто не дал, так что тут есть о чем думать и говорить. Да и само слово «Дизайн» далеко не однозначно для повседневного пользования. Давайте сначала определимся с понятием Дизайна.

ДИЗАЙН, а, м [англ. design проектировать, конструировать] - художественное конструирование предметов (печатных изданий, техники) в целях повышения их функциональных и эстетических свойств.
"Толковый словарь иностранных слов"

Ну вот, вроде теперь все хорошо. Мы выяснили, что Дизайн – Художественный процесс, но в то же время - в целях «повышения функциональности». Как же совместить функциональность и эстетичность?

Есть мнение, что дизайнер должен все приукрашивать, вешать множество графических элементов и прочие «красивости». Но в таком случае как быть с функциональностью? Ведь лишние объекты, присутствующие на рабочем поле, будут отвлекать человека. Это особенно важно для Веб-дизайна, так как визуальная информация на сайте одновременно является и интерфейсом, и контентом, и художественным оформлением.

Именно эта идея и есть краеугольный камень современного дизайна. Конечно, руководствуясь «здравым смыслом», достаточно легко принять для себя решение, что в данном случае нужно столько-то графики, а столько-то пустоты. Но не факт, что ваше мнение совпадет с мнением заказчика или вообще с чьим-нибудь. В Интернете миллион сайтов с едко-синим фоном, по которому малиновым шрифтом 24-го размера написано: «Мой первый сайт» - и дальше сотни баннеров и кнопочек.

Конечно, для первого сайта это просто отлично, так как человеку свойственно поначалу все делать максимально большим и ярким. Люди боятся, что их творение не заметят, не прочтут. По их мнению, важнейший смысл у текста: «Домашняя страница Дизина Зайна». Да и надо на чем-то получать опыт - учиться. Но когда такие сайты делают через три или пять лет люди, постоянно работающие в этой области, то тут уже не смешно. Излишнее стремление к украшательству превращает полезный ресурс в тяжеленный, неудобный для восприятия сайт. Любое использование изображений должно быть строго лимитированным. Перед тем как поместить рисунок на сайте, подумайте - даже не сто, а двести раз. Рисунок или фотография, оторванные от контекста (просто для украшения) вообще не допустимы.

Особое отношение должно быть к работе с текстом. В 99% сайт делается именно для того, что бы посетитель прочитал вашу информацию, то есть, сайт делается ради текста!
Так как же можно не уважать и не работать с главным действующим лицом?

 
Рис.1   Рис.2

На мой взгляд, приведенные иллюстрации достаточно полно отражают "как нельзя" и "как надо". Для примера мною взят сайт компании "Mercury Network". Сайт размещается по адресу www.mercury-isp.com, с него я сделал скриншот (рис. 1) и также сделал свой вариант (рис. 2). Получился очень хороший, контрастный пример.

 

Типографика веба - достаточно трудоемкая задача, но это нужно делать, иначе теряется смысл происходящего. Дизайнер не просто должен, он обязан расставлять тире и неразрывные пробелы, лапки и кавычки, учитывая национальные особенности типографики того языка, на котором делается сайт.

Начиная делать сайт, нужно в первую очередь решить, что вы хотите от него. Либо это будет промо-сайт из одной-трех страниц, либо информационный ресурс со сложной структурированной навигацией. Впрочем, в обоих случаях подход должен быть один – простота. Но в промо-сайтах необходима графика, в информационных сайтах графики должно быть минимум или не быть вообще.

Все что только возможно заменить текстом – заменяйте.
Все что невозможно заменить – подумайте и тоже заменяйте.
И только то, что после этого заменить невозможно, размещайте графикой.

Однако при необходимости в графических объектах не стоит обращаться к клипартам, которых в настоящее время стало до неприличия много. Конечно, на первый взгляд все очень просто: взял диск, нашел рисунок и все! На самом деле это не так. Например, если потребуется фотография почтового ящика с обратной стороны - как вы думаете, сколько времени потратит человек на поиск этого изображения? Неимоверно много. Проще и правильнее взять фотоаппарат, совсем не обязательно ультрапрофессиональный, пойти и сделать несколько фотографий нужного объекта, в нужных вам ракурсах и нужном свете. Это займет всего несколько минут.

Естественно, что некоторые объекты, так или иначе, придется искать в готовых фото. Представляется маловероятным устроить фотосессию на Байконуре с реальным запуском ракетоносителя ради плаката детского кружка «Юный космонавт».
Так же, если в работе должен присутствовать серийно выпускаемый предмет: телефон, монитор, компьютер и прочие, не имеет смысла его моделировать в 3D редакторах, тут возможно использовать изображения на сайтах изготовителей из официальных клипартов. Естественно, при условии, что изображение станет частью иллюстрации, но без притязаний на авторство самого объекта.

Не бойтесь делать простые сайты! Вы же сами не пойдете на Рамблер искать «Анекдоты недели», если его сделают на Флеш с заставками, интро, звуком и на весь экран и при этом размером 5 мегабайт. Не нужно стремиться удивить посетителя «наворотами», удивите его качеством, это встречается намного реже.

Первое, что требуется от любого сайта – удобство. Это касается, в основном, навигации. Посетитель должен интуитивно представлять, где он находится, как ему вернуться и куда пойти дальше. В 99% случаев можно избежать выпадающих меню, мигающих кнопок, Flash и Java внедрений. Это поможет увеличить совместимость сайта с различными платформами, ускорит работу и снимет нагрузку с конечного потребителя.

Группировка пунктов меню также положительно влияет на юзабилити. Но нужно не только собрать рядом пункты меню, близкие по смыслу, а сделать каждый пункт максимально функциональным. Кнопка входа на следующей странице должна превратиться в кнопку выхода, «воспроизведение» - в «остановку» и так далее. Посетитель в первую очередь начнет просмотр меню с того объекта, на который он уже нажимал, и будет бессмысленно, если фокус остановится на не функциональном пункте меню, а, в лучшем случае, на сигнализирующем, в каком разделе он находится. Еще хуже, если на странице находится ссылка ведущая на нее же.

Все вышесказанное хоть как-то поддается систематизации, описанию и правилам. Хотя в дизайне нет правил, есть только вкус, критика и пожелания.

Самое важное и самое сложное – Цвет. Выбор цвета строго индивидуален. Нет плохих, хороших, модных, агрессивных, или каких бы то ни было еще цветов. Если вам нравится болотная зелень - делайте. Красный, черный, синий - все что угодно!
Никто не смеет сказать, что корпоративный сайт должен быть серо-синий, потому, что так солидно. Солидность предает проработка деталей и статус компании, для которой это делается. Конечно, нужно знать меру и не красить одну страничку во все цвета радуги, но не стоит и бояться ярких цветов или слепо подражать модному ныне направлению а-ля "2advanced", который стали считать чуть ли не эталоном для начинающих флешеров. Особенно сильно было влияние сизого цвета - Интернет в мгновения раскрасился в серо-синий цвет. Дизайнер должен оставлять место для собственной индивидуальности, что, конечно, никак не отрицает использование положительного опыта. Заметьте – важно не копирование, а именно стилистическое направление, в котором будет выполнен тот или иной сайт, либо другая работа.

В любом сайте должно быть четкое разграничение на «подлежащее и сказуемое», на главное и второстепенное, с соответствующим распределением полезного пространства. Нужная информация должна быть доступна сразу, и не задумываясь. Это вовсе не значит, что кнопку «Новости» нужно дублировать десять раз на странице. Избыточность так же вредна, как и сложная навигация. Если новости важны для вашего сайта, разместите кнопку на видном месте, если очень важны, прямо в центре сайта! Если у вас на сайте нет ежедневных (хотя бы) новостей, то такой пункт меню вообще не стоит делать, какие же это новости, если последняя из них была год назад?
Встречаются сайты (www.svetaleks.uz - например) последняя новость, на которых была размещена полтора и более лет назад.

Говоря точнее, любой правильный по функциональности интерфейс или сайт в целом обречен на то, чтобы быть красивым. Наше восприятие прекрасного строится на нашей функциональности. Мы делаем удобную мебель, но нам она кажется одновременно и красивой. Любой объект, будучи удобным, будет красивым, но не любой красивый будет удобен.

Дизайн - та сфера приложения человеческой мысли, которая не делает различий между отдельными областями, дизайн возможен везде, все требует совершенствования, а оно в свою очередь не имеет предела.


Есть множество стереотипов для любого направления в дизайне, множество шаблонов. Но есть еще и множество вариаций, новых решений для самых, казалось бы, банальных идей. Не бойтесь экспериментировать. Если вам понравился стиль того или иного сайта, развивайте концепцию, а не копируйте, копия всегда хуже оригинала.

Руслан Худяков
Студия Руслана Худякова - “R.H.D’sign”: www.rhd.uz


Просмотры 541 просмотр

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

Беспроводные наушники: описание, преимущества и как выбрать
Внутренние точки доступа представляют собой оборудование для сети wi-fi. Они ...
Автодержатель - незаменимая вещь для тех, кто за рулем. Фаблеты, ...
Как подключить роутер? Этот вопрос задается в месяц более 70 ...