Декабрь 19, 2019 Просмотры 129 просмотров

Выбираем фотоаппарат

Эта статья для тех, кто хочет попробовать свои силы в художественной фотографии и, немного в меньшей степени, для тех, кому хочется просто наполнять свой альбом картинками ярких моментов жизни; учтите, что от второго до первого – один шаг, аппетит приходит во время еды. Профессионалам требуются советы совершенно иного порядка и уровня, поэтому профессиональную фотосъемку мы здесь затрагивать не будем.

Данный материал не претендует на всеобъемлющую полноту и истину в последней инстанции. Если вам кажется, что здесь нет каких-либо сведений, то весьма вероятно, что так оно и есть; к вашим услугам весь Интернет со всем разнообразием информации и мнений.

Настоятельно рекомендую изучение статей известного фотографа Кена Роквелла Ваш фотоаппарат не имеет значения и Как делать хорошие фотографии, равно как и всего остального содержания сайта этого же автора. От себя же добавлю: если, к примеру, редакция журнала National Geographic сочтет ваш кадр достойным обложки, то он попадет на нее вне зависимости от того, каким аппаратом вы его сделали. Фотографии делают душой и умом, и не ищите их у фотокамеры.

Фотоаппарат - это инструмент. Из этого следуют два очень важных вывода: а) за вас он вашу работу не сделает, и б) он имеет свое предназначение, которым ограничивается его применение, и без которого он не имеет смысла. Он как набор кистей и красок: кто-то ими создаст шедевр, посмотреть на который люди будут стекаться со всего мира, а кто-то будет малевать пышногрудых русалок для мещанских гостиных.

Инструменты ни малейшим образом не влияют на способность человека работать и создавать что-либо, они могут только упростить рабочий процесс.

Но так как определиться с техникой все-таки нужно, давайте для начала оговорим некоторые отправные точки.

1. Фотокамеры стоят денег и, следовательно, фактор доступности цены существует всегда. Нет смысла каждый раз писать, что каждый выбирает то, что ему по карману. Это и так ясно, поэтому о ценах в дальнейшем мы будем упоминать лишь вскользь. Ознакомиться с ценами на фотокамеры в Ташкенте можно в разделе на PC.UZ.

2. Разговор мы ведем о современных фотокамерах с матрицами от 3 и более мегапикселей. Прогресс идет так быстро, что подавляющее большинство моделей двухгодичной давности (и более) уже старье. А старье - оно и есть старье, о нем говорить – только время терять. В особенности это относится к компактным камерам, и в меньшей степени к камерам со сменной оптикой (старая камера может исправно служить вам много лет, если она уже у вас есть, но покупать сегодня старую модель будет несколько нерационально).

3. Для удобства мы делим все цифровые камеры на два класса: компактные и со сменной оптикой. К первому классу отнесем все камеры с несменными объективами, ко второму, соответственно, остальные, как следует из названия. Насколько известно автору, на декабрь 2005 года в мире существует только одна камера, которая находится как бы посередине этих двух классов, и ради нее одной мы классификацию усложнять не будем.

4. Разговор мы будем вести только о камерах первого класса, то есть компактных. Камеры со сменной оптикой живут по своим правилам, и у них свои проблемы, мало похожие на проблемы компактов, ergo они требуют отдельного разговора. Тем более мы на время забудем о технике для суперпрофессионалов, которая стоит от $10 000 и больше.

5. Мы не будем рассматривать возможности фотокамер, не относящиеся к фотосъемке, как то: видеосъемку, осуществление сотовой связи, вывод на печать прямо на принтер, стирку белья, выгуливание детей и все остальное, что могут напихать в фотоаппарат производители в погоне за покупателем – напихать вместо того, чтобы исправить недостатки самого фотоаппарата. Для каждой цели лучше всего пригоден специализированный инструмент.

6. Последний и очень важный пункт в этом списке: количество мегапикселей, которое даёт ваш аппарат, практически НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. По отпечаткам формата примерно 15 х 10 см, т.е. обычным фотоальбомным, разницу между фотокамерами определить нереально, 20 х 15 см – практически нереально, на 30 х 20 см будет более-менее видна разница только в случае с камерами из разных классов, а разницу между 3 мп и 6 мп на таком формате можно увидеть только при благоприятных обстоятельствах. И только на форматах порядка 40 х 30 см можно начать видеть разницу между 3 мп и 6 мп более – менее отчетливо. Более подробно, с полным физико-математическим обоснованием, это описано на этом на этом сайте. Так уж устроен мир: производителям легче наращивать мегапиксели, нежели исправлять недостатки и улучшать иные, более полезные параметры, вот они и пытаются настроить покупателей наиболее выгодным для себя образом. Реальная разница в качестве изображения существует только между камерами из разных классов. Разница между камерами одного класса в подавляющем большинстве случаев пренебрежимо мала, и реально видна лишь при ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХКРАТНОЙ разнице в количестве пикселей, да и то при печати крупным форматом.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА
Самым главным фактором выбора, естественно, является применение, которое вы прочите своему инструменту и то, насколько вы реально требовательны к его возможностям; «реально» означает «на основании действительных практических знаний и навыков». Тем не менее, есть несколько моментов, которые следует учесть в любом случае.

Скорость реакции камеры
Компактные камеры страдают медленной реакцией на нажатие кнопки спуска, иногда настолько медленной, что самого уравновешенного человека могут довести до хронических припадков бешенства. Сами понимаете, если от нажатия на кнопку до самого кадра проходит целая секунда, о съемке всяких смешных моментов, спорта и резвящихся детей можно забыть: ни одного стоящего момента вы не поймаете. Уделом таких камер остаются пейзажи, натюрморты, постановочные снимки – и они, кстати, могут получаться просто превосходно. К счастью, скорость реакции можно опробовать прямо в магазине при покупке камеры, так что «кота в мешке» вам никто не подсунет. Кстати, камеры со сменной оптикой данного недостатка практически лишены.

В этот раздел я бы также отнес скорость фокусировки. Камера может быстро реагировать на нажатие спуска, уже сфокусировавшись, но перед этим может долго наводиться на резкость. Обязательно испытайте скорость фокусировки при покупке. Четких критериев здесь нет, есть только «подходит» и «не подходит»; вы ведь хотите получать удовольствие от процесса, не так ли? Если у вас есть маленький ребенок, возьмите этого главного героя ваших фото с собой, и попробуйте сделать несколько снимков, пока он, в ожидании родителя, занятого скучным делом, будет ходить вокруг вас на ушах, бегать по потолку и вытворять все остальное, свойственное скучающим детям. Если фокусировка камеры сможет угнаться за ребенком, то камера вам, пожалуй, подходит по этому параметру.

Можно также обратить внимание на то, насколько быстро камера включается. Тут, как и со многими другими параметрами, все индивидуально: кому-то две секунды на включение – ничто, а для кого-то – целая вечность. Выбирайте по себе; думаю, для большинства все же чем быстрее, тем лучше.

Зум (трансфокатор, изменение фокусного расстояния)
Пользу этой функции трудно переоценить, но и здесь зарыто несколько собак. Естественно, чем больше кратность зума, тем удобнее, но чем она больше, тем сильнее проявляются искажения изображения (аберрации), обусловленные сложностью оптики объектива. Не удивляйтесь, если вдруг на фото увидите прогибающийся потолок, выгнутые дугой стены и «пьяные», заваленные колонны у зданий: это геометрические искажения. Их можно исправить, Фотошопом например, но это потребует дополнительного времени и усилий. Цветные ореолы вокруг краев контрастных объектов вам тоже будут встречаться – это хроматические искажения, избавиться от них гораздо труднее. А вы как думали? – инструмент - он не всегда просто так помогает, нужно знать его норов и учитывать его свойства. Чем сложнее инструмент, тем труднее использовать все его функции. Ни один аппарат не будет работать за вас: взяв на себя одно, он взвалит на вас другое.
Кроме того, при большом увеличении желательно наличие стабилизации изображения; 10-кратный и более зум без стабилизатора, по нынешним временам, это деньги на ветер. Вот хороший пример мощного зума со стабилизатором: описание здесь, цена в Ташкенте на PC.UZ здесь.
Зумы с кратностью до 5х не то чтобы лишены этих недостатков, но проявляют их в гораздо меньшей степени, нежели 10х монстры. С другой стороны, в большинстве случаев эти искажения даже у сильных зумов можно найти, только если специально искать, и на общее качество изображения они, как правило, не очень сильно влияют. Бояться их не стоит, тем более, что удобство сильного зума так и норовит перевесить все его недостатки.
Зум может управляться с помощью кнопок, а может и вручную, механически, поворотом кольца на объективе. Что выбрать – дело вкуса, однако все же управлять вручную получается чаще всего быстрее.
Учтите, что наряду с настоящим, оптическим зумом, есть ещё так называемый «цифровой»: не дайте себя обмануть, не обращайте внимания на эту фикцию. «Цифровой» зум суть искусственное увеличение картинки, конечно, с ухудшением качества. Если уж увеличивать картинку, то лучше Фотошопа для этого дела инструмента нет.

Макросъемка
Как жанр фотографии, макросъемка стала очень популярной с появлением компактных цифровых камер ввиду их некоторых физических особенностей, облегчающих съемку мелких объектов. Интернет переполнен «портретами» цветов, бабочек, букашек и прочих разных козявок крупным планом, и выглядят они зачастую очень симпатично. Что ж, очень здорово, что люди рвутся поближе к природе, от которой нас так настойчиво отдаляет повседневный быт. Проверьте, насколько близко от объекта может фокусироваться выбираемый вами фотоаппарат, насколько им увеличивается изображение объекта. На многих камерах есть специальный макрорежим, сверьтесь с инструкцией и протестируйте его.

Стабилизация изображения
Изобретение фирмы Canon, первой выпустившей объектив с оптической стабилизацией изображения. Функция просто изумительная – вдруг изображение перестает реагировать на подрагивание ваших рук и как бы застывает, плавно перемещаясь по мере того, как вы переводите аппарат с одного объекта на другой. Естественно, это не панацея, и если вы едете на прыгающем по волнам катере, как в рекламе Panasonic, никакой стабилизатор вам не поможет. Но если вы нацелились на какую-нибудь птичку на самом максимуме вашего 10-кратного зума, он будет очень кстати. Для камер с 3-5х зумом стабилизатор менее полезен. Учтите, стабилизатор должен быть обязательно оптический (Canon, Panasonic, Nikon) или механический (пока что только у Konica-Minolta); так называемые электронные стабилизаторы суть не более чем очковтирательство. Напоминаю, это всего лишь инструмент, твердости вашей хватки за аппарат он не заменит. Для камер со сменной оптикой существуют объективы, в которые встроены стабилизационные механизмы. Подробнее об этой технологии можете прочесть здесь.

Карты памяти
Вид карт памяти, по нынешним временам, не имеет особого значения. Можно порекомендовать избегать камер, которые требуют Memory Stick от Sony и XD-Picture Card от Olympus, ввиду ограниченности их поддержки и применения. Впрочем, если камера вам нравится, отказываться от нее из-за наличия/отсутствия поддержки тех или иных карт, пожалуй, неразумно. Старайтесь купить карточку побольше: какая бы она ни была, очень скоро вам перестанет ее хватать (аппетит приходит во время еды, помните?). Карты в 1 Гб (1024 Мб) на первое время вам должно хватить, а меньше 512 Мб покупать, пожалуй, вообще не имеет смысла.

Источники питания
Цифровые камеры очень жадные до электропитания. Если камера требует обычных одноразовых батареек, вы разоритесь на такой кормежке. К счастью, по нынешним временам практически все цифровые камеры работают на аккумуляторах. Обратите внимание, как долго они заряжаются, насколько хватает заряда (это написано в инструкции), насколько легко купить запасную батарею. Кстати, запасной аккумулятор лучше купить сразу, очень уж удобно иметь его всегда под рукой заряженным.

Монитор и видоискатель
Цифровые камеры оснащены монитором, который используется в качестве видоискателя и для просмотра отснятого материала. Иногда обыкновенный, оптический видоискатель (эдакое маленькое окошко, в которое глядят, прильнув глазом) просто отсутствует, иногда его заменяет электронный видоискатель – маленький мониторчик, встроенный в такое окошко. Нужен ли вам оптический видоискатель, или его заменитель, решать вам: это дело вкуса.
Необходимо отметить, что навестись на резкость вручную по монитору или электронному видоискателю, что бы ни говорили производители, практически невозможно, слишком низко их качество для этого. Различные ухищрения, вроде увеличения изображения для фокусировки, в принципе помогают, но очень замедляют процесс съемки и годятся только для статичных объектов. Впрочем, современные цифровые камеры в подавляющем большинстве случаев прекрасно наводятся на резкость самостоятельно.
Постарайтесь определить, насколько хорошо монитор выбираемого аппарата работает при ярком свете, хорошо ли видно изображение. Если на ярком солнце вдруг окажется, что на мониторе ничего не разобрать, а другого видоискателя не предусмотрено (а таких моделей немало), то фотографирование станет весьма проблематичным.

Конструкция и удобство
Обязательно осмотрите корпус аппарата. Любая щель, любое отверстие – дорога для пыли и влаги, а это нежеланные гости. Рекомендуется убедиться, что все отверстия для подключения кабелей закрываются крышками или заглушками. Наличие щелей в корпусе должно навести вас на мысль о некачественной сборке. Все детали должны быть хорошо подогнаны друг к другу. Объектив в нерабочем положении обязательно должен чем-то закрываться.
Если на объективе предусмотрена резьба под светофильтры, купите ультрафиолетовый фильтр соответствующего размера, накрутите на объектив и не снимайте: дешевый постоянный фильтр хорошо защитит объектив дорогой камеры.
Вопрос удобства весьма субъективен. Во-первых, подержите камеру в руках и решите для себя, достаточно ли она гладкая или шершавая, ваш ли размерчик, удобно ли лежит в руках, симпатичная ли, нравится ли цвет и все такое прочее. К съемке многие эти вещи имеют мало отношения, но вы же за все это деньги платите, в конце концов. Уделите внимание кнопкам управления: как расположены спуск, зуммирование, управление просмотром отснятого материала и меню.
К самому меню управления камерой отношение особое: если вы имеете некоторые навыки фотосъемки и намерены использовать какие-то функции, например изменение чувствительности или установки баланса белого, то убедитесь, что эти свойства в меню легко доступны. В подавляющем же большинстве случаев вам подойдут установки по умолчанию. Не морочьте себе голову и просто фотографируйте: параметры съемки камера чаще всего подберет гораздо лучше вас; чувствительности у цифрокомпактов реально подходящие для съемки только одна-две, минимальные; остальные дают пониженное качество изображения, и диапазон диафрагм у них чрезвычайно ограниченный. Вы приобретаете инструмент для использования и получения удовольствия, так что окунайтесь в процесс и не отвлекайтесь на мелочи.
Обратите внимание на наличие «креативных» режимов съемки и легкость их переключения. На подавляющем большинстве камер имеются, помимо полностью автоматического режима, еще режимы макро, портретный, пейзажный и спортивный. Суть их в том, что камера подбирает некоторые параметры съемки в угоду сюжету. Использование этих режимов не обязательно и, ввиду некоторых физических особенностей компактных камер, зачастую не имеет особого значения. Но попробовать стоит, особенно портретный режим: он поможет хоть немного больше «размыть» задний план, а это так к месту на портрете.
Встречаются еще режимы приоритета диафрагмы и выдержки. Их наличие, конечно, приветствуется, но не обязательно. Из креативных режимов портретный заменяет приоритет максимальной диафрагмы, пейзажный – приоритет минимальной, а спортивной – приоритет минимальной выдержки. Если хотите, поищите в Интернете материалы по художественной фотографии, там все подробно описано; в рамки данной статьи это не входит.
Посмотрите, имеется ли функция съемки по таймеру… впрочем, маловероятно, что ее нет.

МИФЫ, СЛУХИ, СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ ТЕХНАРЕЙ И РЕАЛЬНОСТЬ.
В мире куча народу, так или иначе увлеченного фотографией и тем, что с ней связано. Легче с ума сойти, чем прислушиваться ко мнению всех этих людей, тем более, что эти мнения зачастую прямо противоположные.

Предлагаю вам очень простой фильтр для отсеивания ненужной вам информации:
прежде, чем принимать на вооружение мнение человека, взгляните на его фотоработы.Оцените, получается ли реально у него снимать так, как понравилось бы вам, как вы сами хотели бы научиться. Если человеку нечего вам показать, то чего стоит его мнение? Я, к примеру, могу сколь угодно долго разглагольствовать о свойствах сноубордов на основании знакомства с физическими свойствами материалов доски и собственно снега, по которому она катится, но если я на ней и стоять-то не умею, не то, что кататься, то зачем меня слушать? Делает ли из вас Ростроповича знание устройства виолончели, свойств дерева и состава лака?

Прислушивайтесь к людям, которые умеют сотворить то, что хотите сотворить вы. Бряцание техникой – пустое сотрясение воздуха.

Вот, к примеру, распространенный среди любителей сложной фототехники миф, в который ваш покорный слуга долгое время верил:

Обязательно должен существовать формат RAW, и снимать нужно только в этом формате, ибо он дает большие возможности редактирования цветового баланса, яркости и т.д.

Реальность же такова, что 99 процентов ваших фото, если камера исправна, в редактировании нуждаться не будет, а оставшийся 1 процент вполне можно отредактировать и в обычном формате JPEG. Проблемы же с RAW налицо: а) его нужно конвертировать в JPEG, чтобы нормально просматривать, делиться с друзьями и размещать в Интернете;
б) файлы в этом формате занимают гораздо больше места – а емкость флеш-карты, какой бы она не была, всегда меньше, чем хочется;
в) результат конверсии RAW в JPEG часто хуже, чем качество JPEG непосредственно из камеры;
г) JPEG можно просмотреть в любом компьютере и отпечатать в любой лаборатории прямо с вашей карты памяти, а RAW можно смотреть почти ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на компьютере, где установлено программное обеспечение с дисков от вашей камеры.

Так что наличие функции съемки в RAW не повредит, но насколько она вам будет полезна – большой вопрос.

В том, что это миф, я окончательно убедился на собственном опыте, когда стал просматривать 400 JPEGов с собственной свадьбы. Что-то случилось со вспышкой, очень большое количество кадров вышло темными, и я уже был готов начать рвать на себе волосы. Иных вариантов, кроме как «вытягивать» то, что было, не наблюдалось. И я вытянул, причем настолько качественно и легко, что удивление у меня до сих пор не прошло. Личной заслуги тут никакой: в действительности все гораздо легче и проще, чем пытаются убедить нас любители полязгать техникой.

О РАЗМЕЩЕНИИ ФОТОГРАФИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Фотогалереи в Интернете можно разделить на обычные и художественные. В обычные, вроде Фотофайл.ру (удобный сайт, рекомендую), можно загружать все, что душе угодно, конечно, в пределах законности. В художественные галереи следует загружать лишь те фотографии, которые вы действительно считаете художественными, удачными. Будьте готовы к критике, чаще всего довольно полезной и по существу. На Фотовзгляд, кроме простых смертных, заходят и размещают фото очень сильные мастера, есть шанс получить их критику и оценку и, конечно, полюбоваться на их работы. Этот сайт модерируется очень мягко, так что барахла там тоже полно, однако и отрицательный пример полезен. На Видоискателе есть форум и галерея, модерируется сайт довольно жестко (чем мне лично и нравится), барахло там не задерживается, однако народ доброжелательный и толковый и, если есть, за что хвалить, похвалят от души и много. Даже если фото оставляет желать лучшего, попросите о критике в комментариях, и стирать его не станут, а советов хороших получите предостаточно. В Узбекистане есть галерея Фото.уз, она практически не модерируется (со всеми вытекающими последствиями), и Фотофорум, одним из основателей которого является ваш покорный слуга.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ
Не морочьте себе голову техническими деталями. Думайте о результатах, критически относитесь к ним, мотайте на ус ошибки – и все будет в порядке. Брошюрка о приемах фотографирования, вроде тех, что бесплатно распространяются Кодаком, приблизит вас к хорошим результатам гораздо ближе и быстрее, чем сотня обзоров фототехники. Изучайте работы признанных мастеров, и еще больше – работы тех, кого вы сами считаете мастерами.

Любите мир вокруг себя, и он улыбнется вам прямо в объектив.

Обсудить статью на форуме


Просмотры 129 просмотров

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

Китайская компания Tecno Mobie, вышла на мировой рынок несколько лет ...
Четыре причины почему отключают роутер на ночь.
Емкость мобильного аккумулятора - один из главных факторов при выборе ...
Гендерная свобода в 117 эмодзий, 62 символа и 55 вариантов ...