Декабрь 19, 2019 Просмотры 27 просмотров

"В Узбекистане надо создавать центр развития киберспорта" (продолжение интервью)

В разгаре подготовки к Первой национальной выставке ICT EXPO как-то подзабылись июньские баталии чемпионата Узбекистана по компьютерным играм. Но совсем скоро, в октябре, наши геймеры будут представлять республику на мировом чемпионате, который в этом году пройдет в Италии. Да на самой выставке запланировано проведение геймерского турнира. Самое время поговорить о киберспорте с бессменным организатором и вдохновителем всех прошедших (уверены, что и будущих) Национальных чемпионатов, председателем редколлегии журнала InfoCom.Uz Александром Сучковым.



Часть II

- Какие планы по поводу проведения соревнований? Будет ли увеличиваться число турниров, игр, по которым проводятся турниры?

- Конечно, встреч нужно побольше. Национальный чемпионат проводится один раз в год. За два месяца до чемпионата страсти разгораются, все начинают тренироваться, готовятся к чемпионату, создают кланы и так далее. Чемпионат проходит, наступает лето, потом учеба, потом зимняя сессия, тренировки забрасываются и никто ничего не делает, пока не объявят следующий. Естественно, это не профессиональный подход. Правильным было бы, мне кажется, проводить хотя бы по три встречи в год.

Можно было бы проводить осенний турнир на призы Недели ИКТ, зимний чемпионат по компьютерным играм и летний чемпионат по компьютерным играм. Сейчас геймеры не имеют личного рейтинга. Их рейтинг определяется всего один раз во время национального чемпионата. Если он чемпион республики, то весь год он может не тренироваться, но он все равно первый и лучший до следующего года. Это неправильно. Нужно чтобы в течение всего года были встречи, игроки участвовали в этих встречах, и в зависимости от результатов менялся бы их рейтинг.

Кроме того, хотелось бы поэкспериментировать с новым составом игр. В отборочный турнир по World Cyber Games мы по ряду причин не можем включать новые игры. Но мы можем проводить другие турниры, по разным играм, популярным в Узбекистане, или договариваться с производителями о спонсорских отчислениях и продвигать новые игры. Например, вот есть такая игра Soccer. Каждый год обновляется версия игры, а у нас соревнования еще ни разу не проводились. Вот на таком из таких сезонных турниров мы и могли бы попробовать поставить эту игру, посмотреть, насколько она популярна, есть ли у нас «футболисты», играют у нас в Soccer или нет.

Второе. Если в регионах будут работать клубы или секции, будут сертифицированные судьи или, скажем так, администраторы, можно проводить онлайн чемпионат между клубами, городами. По большинству игр это вполне возможно, нужно просто иметь надежный скоростной канал. По результатам онлайн чемпионата можно регулярно определять рейтинг. Конечно, это не очный чемпионат, там все намного зрелищнее, но зато это будет стимулировать постоянные тренировки, рост, движение вперед.

Далее. Сейчас Национальный чемпионат совмещен с отборочным турниром на World Cyber Games. Мы благодарны компании Samsung Electronics за то, что она полностью оплачивает организацию Национального чемпионата и предоставляют нашим геймерам возможность поехать на WCG. Мы благодарны организаторам WCG потому что их приглашают сразу на Grand Finale, без прохождения отборочных соревнований. Но мы могли бы поехать не на 4 игры, как сейчас, а на 6, могли бы послать не только победителей национального чемпионата, но и тех, кто вошел в тройку призеров. Могли бы участвовать в других международных соревнованиях, других чемпионатах. Поэтому наша задача – развивать и пропагандировать это вид спорта, чтобы появились другие спонсоры, меценаты, чтобы больше наших спортсменов могли бы выступать за рубежом и защищать честь страны.

Тем более что у нас есть серьезная государственная поддержка, такое бывает не далеко не везде. Благодаря ей наш чемпионат проводится очень демократично. В отличие от многих стран, где организаторы зарабатывают на этом деньги, где нужно платить вступительный взнос, у нас участие бесплатное. Любой гражданин Узбекистана, если он подходит по возрастным параметрам, может прийти и принять участие в турнире.

- В чем заключается государственная поддержка?

- Сразу по нескольким важным направлениям. Во-первых, региональные подразделения Узбектелекома и УзАСИ очень помогают в организации турниров в областях, благодаря чему они проходят на должном уровне. Во-вторых, всем финалистам оплачивают проезд до Ташкента и обратно, обеспечивают жильем и питанием.

В-третьих, очень ценно, что обеспечивается порядок при проведении игр, особенно на местах. Там, где собирается огромное количество людей, особенно молодых, должен быть медицинский работник, там должны быть сотрудники органов внутренних дел, чтобы не было никаких эксцессов. Конечно, это не футбольный турнир, который невозможно провести без милиции, геймеры спокойный народ, но когда собирается 500 человек, следить за порядком необходимо. Хотел бы поблагодарить, кстати, сотрудников МВД, за корректное отношение к участникам. Но их присутствие – это очень хорошо и правильно, это настраивает игроков на серьезный лад, они понимают, что это важно, что проводится официальное мероприятие.

Ну, и конечно, главное, на мой взгляд, заключается в том, что призеры получают медали Национального чемпионата Узбекистана из рук заместителя премьер-министра республики. Поверьте, когда молодым ребятам в престижном зале под звуки гимна вручаются официальные медали, изготовленные на ташкентском монетном дворе, это запоминается на всю жизнь.

- А есть ли у наших геймеров шанс занять достойное место на международной арене?

- В мире постоянно увеличивается количество новых игр и модификаций существующих. Появляются новые версии одной и той же игры, причем они могут быть настолько различны, что будь ты хоть чемпионом мира по одной версии, это мало что значит, если соревнования будут проводиться по другой версии игры.

Именно потому, что индустрия компьютерных игр развивается так стремительно, в ней нет постоянных лидеров, и есть возможность быстро вырваться вперед. В этом огромная привлекательность киберспорта – здесь даже если еще вчера ты был никто, то завтра или через какое-то время можешь достичь очень многого, это вполне реально.

В прошлом году на WCG в Сингапуре команда из Казахстана стала серебряным чемпионом по игре CounterStrike: Source. Россияне ежегодно вывозят с чемпионата по нескольку медалей, а в 2002 году заняли общекомандное 2 место. Наш Дониер Шамузафаров в прошлом году вышел в 1/8 мирового чемпионата по игре Need for Speed. Уже есть примеры стабильной игры на нашем национальном чемпионате, закладываются основы школ – ташкентской, ферганской, сырдарьинской. В этом году процентов 70-80 участников финала – это те, кто побеждал в прошлом году.



Все это говорит о том, что страны СНГ, в том числе и Узбекистан ничем не хуже других, и у нас есть такой же шанс проявить себя на мировой арене. Киберспорт - это не футбол, где для того чтобы занять какое-то место требуются мощные капиталовложения. В е-спорте наши ребята вполне способны проявить свои возможности и завоевать призовое место. Это очень важно и для имиджа страны, и для нас самих. Мы должны поверить в себя, понять, что Узбекистан не является отсталой аграрной страной, что у нас действительно могут развиваться информационно-коммуникационные технологии.

Есть такое понятие - цифровой разрыв: разница в уровне развития новых технологий. Есть страны где, например, уровень сотовой связи больше 100 процентов а где-то и одного процента нет. Так вот, мы сейчас уверенно сокращаем цифровой разрыв. Как оказалось, это не настолько страшно, все можно наверстать, если работать, а не только иметь благие намерения.

- Как вы думаете, возможно, чтобы не только наши геймеры успешно выступали в международных соревнованиях, но и разработчики из Узбекистана внесли бы свой вклад в развитие мировой индустрии компьютерных игр?

- Я думаю, это вполне реально. Это возможно технически, что же касается содержания, то можно предложить целый ряд самых разнообразных сюжетов для Узбекистана или об Узбекистане.

Вот, например, стратегия - развитие империи Амира Темура. Амир Темур – это историческая личность, создатель огромной империи, его знают во всем мире. Почему бы не сделать игру, основанную на реальных событиях? В ней будут города, люди, типы воинов, оружие, исторические события той эпохи - лучше чем такая игра, нашу историю никто не будет пропагандировать.



Второй сюжет – провести караван по Великому шелковому пути. Что купить, как поторговаться, нанять охранников, провести переговоры чтобы караван пропустили беспрепятственно. Караван идет – надо знать, где найти оазис и напоить верблюдов, как спастись, если вдруг скорпион или змея укусили, как защищаться от разбойников, в каком городе вас встретят дружественно, а где – враждебно. Можно придумать героев, один будет помогать, а другой мешать вести караван, или два каравана параллельно идут разными дорогами, и кто из них придет первый.

Можно сделать игру основанную на поиске сокровищ, но опять-таки, с нашими местными особенностями – природными, географическими, историческими, национальными. Чтобы победил тот, кто лучше знает местные обычаи. Можно взять смешные сюжеты - похождения ходжа Насреддина, или «Накорми друга пловом», или «Свари сумаляк». Можно научные, например, медицинские игры с Авиценной, или астрономические - с Мирзо Улугбеком, например, игру «Открой звезду», или конструктор «Построй минарет». Можно сделать игры маленькие и большие, сюжетные, бродилки, стрелялки, естественно на родном языке. Все это будет востребовано, подростки с удовольствием будут играть на узбекском.

Весь мир знает Великий шелковый путь, по нему можно сделать познавательную игру-путешествие: историческую справку по любому городу, куда попадает путешественник, какие-то интересные факты, памятники, съемки. Это, очень, на мой взгляд, интересно, и сделать можно очень красиво – в Узбекистане много талантливых художников, мультипликаторов.

Мы здесь живем и должны знать свою историю, памятники, обычаи. И всем интересно именно это – чем Узбекистан отличается от других стран, что у нас есть необычного, интересного, оригинального. Я никогда не забуду, как в прошлом году, когда мы были на чемпионате мира в Сан-Франциско, один наш парень очень хорошо рассказывал истории про Бухару, Самарканд, Ташкента. Конечно, он был самой популярной личностью. А у нас многие считают: раз мы здесь живем, значит это неинтересно, и хотя знать о чем угодно, но не об Узбекистане. И вот такие национальные игры могут в легкой интересной форме дать знания, пробудить чувство, что нам есть чем гордиться.

- Спасибо за подробное интервью и побольше разных турниров!

Начало интервью здесь

Просмотры 27 просмотров

Статистика просмотров страницы:

  • за прошлый месяц (Март 2024) - 8;
  • за последние 3 месяца (Январь 2024 - Март 2024) - 13;
  • за последний год (Апрель 2023 - Март 2024) - 17;

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

Будущее маркетинговых исследований в контексте быстро развивающихся технологий.
Как тайные покупатели помогают компаниям оценить качество обслуживания, выявить проблемные ...
GT & Industrial Systems, LP, действующая в Узбекистане через зарегистрированное ...
В начале 2000-х мир киберспорта переживал свою золотую эпоху, а ...