Декабрь 19, 2019 Просмотры 17 просмотров

Многомиллионный сотовый рынок

Сегодня в Узбекистане насчитывается 10 миллионов 203 тысячи абонентов сотовой связи. И, по мнению аналитиков, к началу 2009 года количество пользователей может превысить 12 миллионов.

А ведь еще только на начало 2008 года, по данным Государственной комиссии по радиочастотам Республики Узбекистан, было зафиксировано 5 миллионов 888 тысяч абонентов. И вот всего за 8 месяцев их число выросло более чем на 4 миллиона 315 тысяч. Конечно, 10 миллионов пользователей - цифра звучная, и она, безусловно, свидетельствует о больших изменениях на рынке сотовой связи, особенно в последние два-три года, когда вообще активизировалась сфера информационно-коммуникационных технологий. А собственно, чем определяется динамичность развития рынка мобильной связи? Увеличением числа абонентов. Аналитики в последнее время практически ежемесячно фиксировали прирост абонентов. Да что ежемесячно! Например, в марте этого года они уже заговорили об уровне проникновения сотовой связи в объеме 25,4 процента. То есть, по их свидетельству, каждые пять секунд в Узбекистане появлялся пользователь сотовой связи. Так что недаром рынок мобильной связи они называют не просто динамично развивающимся, а «быстрорастущим».

«Монстры» мобильной сети

На отечественном рынке сотовой связи сегодня работают пять операторов - «Уздунробита» (оказывает услуги под торговой маркой МТС, стандарт GSM), Unitel (оказывает услуги под торговой маркой «Билайн», стандарт GSM), COSCOM (оказывает услуги под торговой маркой Ucell, стандарт GSM), Rubicon Wireless Communication (торговая марка Perfectum Mobile, стандарт CDMA) и филиал «Узбектелеком мобайл» АК «Узбектелеком» (торговая марка «Uzmobile», стандарт CDMA).

Эти «монстры» мобильной сети находятся в постоянной конкуренции между собой в борьбе за главное - клиентов. Отсюда и новые маркетинговые шаги, разработки новых программ услуг и схем тарификации, как правило, более удобные и более дешевые для пользователя. Хотя стоит сказать - клиент не всегда реагирует на новое предложение по снизившемуся тарифу. Помнится, несколько лет назад компания «Buztel» объявила о снижении цен до уровня себестоимости, но, как это ни покажется странным, ожидаемого притока клиентов не произошло. Получается, не всегда снижение цены может выступать стимулом для потенциального абонента? Получается так, поскольку более важным, по общему мнению пользователей, является качество сотовой связи.

Однако еще в середине 90-х годов, когда даже еще не у каждого-то десятого узбекистанца была «сотка», об этих тонкостях технологических характеристик клиенты особо не задумывались. И уж вряд ли кто бы мог подумать, что кто-то решится соперничать с самим пионером отечественного рынка сотовой связи республики - «Uzdunrobita». В силу своей первопроходности у «Uzdunrobita» были абсолютно все преимущества, и долгое время она занимала наиболее выгодные в регионах страны точки для своих базовых станций. Зона ее покрытия фактически тогда была равна 95 процентам территории Узбекистана.

Но уже к 1998 году одна за другой у нас стали появляться другие сотовые компании, и из них кто агрессивно, а кто деликатнее, но твердо стали теснить с укрепленных за годы позиций эту самую «Uzdunrobita». В итоге случилось то, что, собственно, и должно было случиться, когда на один и тот же рынок выходят несколько игроков, позиционирующих себя как активные, а главное, перспективные фигуры - произошло перераспределение рынка. К этому времени на нем уже работали довольно крупные операторы - Coscom, Daewoo Unitel. С появлением «новеньких» структура рынка начала резко меняться, и возникла ситуация, при которой на первое место выдвинулась конкуренция. И вот тогда определяющим для выживания фактором для компаний стала детально продуманная стратегия, которая помогла бы сохранить за собой зоны покрытия - самый главный момент в борьбе с конкурентами за своих абонентов. Сoscom, например, как отмечали эксперты, идеальнейше разработал свою шахматную партию в игре того времени: компания просто сделала ставку на развитие и расширение своей сети, вкладывая в нее собственные прибыли. А вложение инвестиций и реинвестиций предопределило дальнейшие ее возможности на годы вперед.

Следующим не менее важным этапом завоевания своего места на рынке сотовых услуг, пожалуй, стал выбор стандарта, в котором предстояло работать компании. Это, к слову, та техническая характеристика, весьма влияющая на качество сотовой связи, и в которой сеть способна работать дешевле, но качественнее. Выбор стандарта, пояснили эксперты, вещь действительно важная, поскольку влияет на мощность сети и определенным образом отражается на ценовой политике компании. Третий момент, помогающий крепить устойчивость сотовой компании, - ее тарифная политика и разработка пакета услуг для клиентов.

Что касается стандарта, то сейчас сотовые компании используют четыре основных: GSM, AMPS, DAMPS и CDMA. Причем сеть цифровой связи GSM впервые внедрила компания Сoscom. CDMA выбрала Perfectum Mobile, по сути став новатором продвижения совершенно новой схемы на рынке сотовых услуг. Как было отмечено на одной из пресс-конференций, инициированных этой компанией, «появление именно этого стандарта ознаменовало новую эпоху в развитии сферы сотовой связи». И вот почему. Оказывается, это первый приближенный к услугам третьего поколения стандартов вариант, у которого есть два преимущества перед другими техническими характеристиками: радиочастотная емкость и скорость передачи данных, которая выше, чем у других стандартов.

Вообще, стоит отметить, что Perfectum Mobile с самого начала избрала «тактику агрессивной маркетинговой политики», как заявило однажды руководство компании. Многие абоненты, правда, сомневались и не спешили изменять своим сотовым компаниям. А в итоге клиенты Perfectum Mobile по сей день на себе испытывают обещанные и полученные «широкие технические возможности», при этом высоко оценивая все разнообразие тарифных планов, и, конечно же, систему посекундной оплаты разговоров. Так называемый тарифный план «Легко». Вот так же легко и быстро Perfectum Mobile ворвалась на рынок сотовой связи и удерживает свои позиции.

А вот здесь, пожалуй, очень уместно будет вставить несколько слов о качестве связи. Как уже уяснили пользователи сотовых компаний, а равно и их собеседники, дозвон и качество связи порой оставляют желать лучшего. И то и другое, как попытались объяснить эксперты, во многом зависит от допустимого количества каналов радиочастотного спектра, в пределах которого работает тот или иной оператор сотовой связи. А число каналов как раз определяется стандартом. Так вот, стандарты AMPS/DAMPS предполагают использование одного канала по всей длине радиочастотного спектра, у GSM эта возможность расширена до восьми каналов, а у CDMA - до 13-15 каналов. Специалисты же утверждают, что качество связи напрямую зависит от модели сотового телефона. Причины помехи на линии разные: например, расстояние от и до базовых станций, местонахождение абонента. Скажем, он звонит с Куйлюка, а вы находитесь в районе ЦУМа, влияет и загруженность сети. Плохая слышимость может проявить себя и в том случае, если абонент находится в активной промышленной зоне или где большое скопление различных офисов и учреждений, как, например, в деловом районе Дархана. И если у вас, к примеру, «труба» с ограниченным количеством функций, то чего же вы хотели, как бы вопрошают эксперты. Накачанная «сотка», вплоть до выхода в сеть Интернет, наличие цифрового аппарата и прочих технических «прибамбасов» сегодня стоит в пределах от 700 до 1000 долл. Правда, и дорогостоящие мобильники от известных производителей мира можно найти в любой ташкентской торговой точке, даже неспециализированной. Один из экспертов отметил, что превосходными по качеству и даже, представьте, по экологичности считаются сотовые телефоны от Ericsson, Nokia и Siemens.

Пять операторов: Единая цель. Подходы разные

Итак, на отечественном рынке сотовой связи сосуществуют пять операторов. Цель у всех одна - завоевать своего клиента. Но вот каждая компания ради этого делает различные маркетинговые ходы. И наиболее рельефно это показали итоги работы сотовых компаний за шесть месяцев 2008 года. Эти полгода, судя по фактам, оказались весьма успешными для каждой. Во всяком случае, все компании констатировали рост числа абонентов, увеличение объемов прибылей и успешность предлагаемых за это время пакетов услуг.

Какие же изменения произошли, например, у одного из крупнейших операторов страны Coscom? Характерно, что самым грандиозным из изменений генеральный директор ИП ООО Сoscom Огуз Мемигювен на недавней пресс-конференции назвал тот факт, что «16 июня жители Узбекистана узнали нашу компанию под новым брендом Ucell, которая пришла на смену ранее действовавшего Соsсоm». Но тут же подчеркнул, что «компания меняет не только свою марку, меняются в лучшую сторону методы управления, стиль работы, тарифная политика, модернизируется оборудование». Все так, особенно если учитывать, что еще в апреле Сoscom (Usell) праздновал достижение рубежа в один миллион пользователей, а в середине июня эта цифра прибавилась на 500 тысяч. Это и не удивительно, поскольку Usell не устает удивлять своих клиентов все новыми тарифами и все новыми услугами. Один из последних «Говори больше!» сразу обрел популярность. Привлекли отсутствие абонентской платы с бесплатными входящими звонками с других мобильных операторов Узбекистана и с исходящими звонками внутри сети по $0,01 начиная со второй минуты разговора. С целью создания еще большего удобства для абонентов компания ввела сумовые единые карты оплаты (ЕКО) номиналом 3000, 5000 и 10000 сумов. Это, безусловно, удобно для пользователей. Но что намерена еще осуществить Сoscom в последующие шесть месяцев? По словам господина Мемигювена, компания «предложит GPRS и EDGE-услуги, что предоставит доступ к высокоскоростному Интернету и электронной почте. Затем мы собираемся ввести информационные контент-услуги, в том числе услуги от третьих компаний».

Один из своих важных задуманных проектов, кстати, компания уже реализовала - запустила технологию третьего поколения (3G). 3G - это кардинально новый подход к общению и доступу к информации, когда абонент может не только разговаривать со своим собеседником, но и видеть его с помощью видеотелефона, ноутбука, подключенного к мобильной сети при помощи телефона или специальной сим-карты, а также путешествовать по сети Интернет и пользоваться всеми преимуществами интернет-доступа со скоростью большей, чем при другом беспроводном или фиксированном виде подключения. Сначала 3G охватит все крупные города Узбекистана, а затем постепенно и все отдаленные районы республики. Usell предложит и новые роуминг-услуги.

Для корпоративных клиентов ИП «Уздунробита», предоставляющей услуги в Узбекистане под торговой маркой МТС, более важно расширение международного общения, поскольку и у этой компании не меньше сектор корпоративных клиентов. Тахир Иргазиев, директор по маркетингу этой компании, отметил, что услугами пользуются свыше 4 миллионов абонентов, и с учетом потребностей различных категорий пользователей за прошедшее полугодие МТС запустил пять новых тарифных планов для физических лиц. Это «Всегда на связи» - удобный тариф без абонентской платы, «Семейный», позволяющий звонить членам своей «семейной» группы по цене $0,01 за минуту, «Свободный разговор» - для тех, кто много говорит по телефону в течение дня, «RED Night» - со сниженной стоимостью разговоров в ночное время и посекундной тарификацией и «MAXI» с предоставляемыми бесплатными минутами».

Увеличились возможности и в сфере международного общения: сейчас абоненты МТС могут обмениваться мультимедийными сообщениями MMS не только с абонентами МТС-Россия, но и с абонентами МТС в Армении, Беларуси и Украине. Автоматический роуминг стал доступен в 152 странах мира, в сети 271 оператора, а пользователи мобильного Интернета могут пользоваться услугой GPRS-роуминга в сети 72 операторов в 46 странах. А вот во втором полугодии, как подчеркнул г-н Иргазиев, «наши абоненты получат новые возможности, которые в Узбекистане еще никто не предлагал».

Не менее успешными эти шесть месяцев 2008 года были и для других операторов. И, как видно, все пять сотовых компаний имеют свои особенности и свой стратегический подход. Однако объединяет их, пожалуй, все-таки одно - особое акцентирование внимания на интересах своих пользователей. Каждая компания, конечно, более чем пристально продолжает рассматривать спектр новых возможностей по предоставлению услуг с тем, чтобы, обновляя, не забывать о видоизменении существующих. Ведь завоеванную на самом динамично меняющемся рынке позицию все-таки нужно укреплять, а значит, ежедневно доказывать каждому клиенту, что выбор им сделан правильный.


Просмотры 17 просмотров

Статистика просмотров страницы:

  • за прошлый месяц (Март 2024) - 3;
  • за последние 3 месяца (Январь 2024 - Март 2024) - 6;
  • за последний год (Апрель 2023 - Март 2024) - 8;

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

Будущее маркетинговых исследований в контексте быстро развивающихся технологий.
Как тайные покупатели помогают компаниям оценить качество обслуживания, выявить проблемные ...
GT & Industrial Systems, LP, действующая в Узбекистане через зарегистрированное ...
В начале 2000-х мир киберспорта переживал свою золотую эпоху, а ...