Декабрь 19, 2019 Просмотры 21 просмотр

"В Узбекистане надо создавать центр развития киберспорта"

В разгаре подготовки к Первой национальной выставке ICT EXPO как-то подзабылись июньские баталии чемпионата Узбекистана по компьютерным играм. Но совсем скоро, в октябре, наши геймеры будут представлять республику на мировом чемпионате, который в этом году пройдет в Италии. Да на самой выставке запланировано проведение геймерского турнира. Самое время поговорить о киберспорте с бессменным организатором и вдохновителем всех прошедших (уверены, что и будущих) Национальных чемпионатов, председателем редколлегии журнала InfoCom.Uz Александром Сучковым.



- Александр Анатольевич, национальные чемпионаты по компьютерным играм – это всегда большой молодежный праздник. Но есть ведь другая точка зрения. Что бы Вы ответили тем, кто считает киберспорт не слишком положительным явлением в нашей жизни?

- Я убежден, что компьютерные игры – это полезное и нужное явление. Нельзя смотреть на них с такой точки зрения: я не знаю что такое киберспорт, но я знаю его отрицательные стороны, поэтому киберспорт вреден. Представьте, если бы по такому принципу оценивали футбол: что есть футбольные фанаты, которые разбивают витрины и ломают скамейки, есть заказные матчи, есть случаи, когда игроки падают и ломают ноги – что вот это все есть, поэтому футбол – это плохо. Но ведь на самом деле все знают, что у футбола есть плюсы и минусы, но это хорошая и полезная игра.

То же самое киберспорт. Это сегодняшняя реальность, и никуда от нее не денешься. Появился велосипед - появился велосипедный спорт; появился автомобиль – появился автомобильный спорт; появился компьютер, появились технологии, позволяющие делать игры – естественно, появился киберспорт. Это абсолютно новая субстанция, целый параллельный мир. Конечно, как и у любого явления, него есть свои отрицательные стороны, но нельзя только их принимать во внимание!

- А что положительного вы бы назвали?

- Если человек приобщается к компьютерным играм, он приобщается к технологиям, он с компьютером становится на «ты». Ведь освоение игры, как правило, состоит из двух этапов: овладение техникой игры и аппаратная настройка. Человек может прекрасно играть, например, в Need for Speed. Он хорошо владеет джойстиком или клавиатурой, он усидчивый, он долго тренировался, но если, допустим, он не знает какой тип машины выбрать, как настроить устройства, он может проиграть. Во многих играх результат очень зависит от конфигурации. Поэтому тот кто хочет показывать хорошие результаты, должен знать аппаратную часть, уметь выбирать себе компьютер, знать устройства, которые лучше всего работают. Эти навыки приобретаются в процессе подготовки и игры, но пригодятся везде.

Кроме того, любой игровой компьютер может решить практически любые прикладные задачи, даже самые сложные. Поэтому когда геймеру приобретают компьютер, в доме появляется качественное устройство, которое может в будущем использоваться для самых разных целей, даже для написания диссертации.

Что же касается физического развития, то, конечно, киберспорт - это не легкая атлетика, но чтобы показывать хорошие результаты, игрок должен быть в форме и вообще вести здоровый образ жизни. По крайней мере, дрожащие руки здесь невозможны. Я могу точно сказать, что даже бутылка пива сводит на нет все усилия. У нас в Бухаре на региональном турнире был случай, когда участник на радостях, что показал первый результат в квалификации, выпил бутылку пива. И вдруг он узнает, что уже сегодня через час ему играть. Естественно, он проиграл, даже второго места не занял, только потому, что просто выпил пива. Простая задача - четко двигать курсор мышки или джойстик, но для этого нужно иметь твердую руку и хороший глазомер.

Ну и, наконец, если обратиться к мировому опыту, можно привести пример Южной Кореи. В этой стране никогда ни одного человека не изберут депутатом даже местного уровня, если он заявит, что не любит компьютерные игры, потому что это национальный вид спорта. В школьной программе есть курс, как по созданию игр, так и по стратегиям, и это никому не мешает заниматься другими видами спорта, развивать тот же футбол.

- Часто компьютерные игры обвиняют в том, что они воспитывают в молодых людях жестокость…

- Во всех цивилизованных странах существуют специальные комиссии публичных развлечений, которые контролируют подобную продукцию, и ни в одном общественном месте вы не увидите игру, если она такой комиссией запрещена. Практически все крупные производители игр отдают на тестирование свои игры с тем, чтобы их в будущем не запрещали, так что будьте уверены: если это именитый производитель, то игра нормальная.

В Узбекистане, я считаю, надо создавать центр развития киберспорта. В числе других задач он мог бы взять на себя составление и обновление списка игр, которые в мире признаны полезными или вредными. Такие данные есть, но этим кто-то должен профессионально заниматься. Отношение к этому явлению не должно быть ни слишком лояльным, ни слишком жестким, запреты должны быть обоснованными, иначе они могут бумерангом сделать игру более популярной. Нужен грамотный подход, четкий порядок, прописанный и отрегулированный. И конечно, должен быть сайт, на котором будут выложены игры, не рекомендованные для молодежи. Все остальные могут и должны развиваться.

- Даже такие, где надо стрелять, взрывать и так далее?

- Есть много игр, в которых при кажущейся внешней жесткости заложено положительное начало. Возьмем феномен CounterStrike, самой популярной игры среди подростков. Сюжет игры – антитеррористическая операция. Разработчики специально предусмотрели, что в ходе матча игроки обязаны меняться местами, чтобы не было тех, кто постоянно выступает только на стороне террористов. В этой игре главное - не умение настраивать взрыватель или метко стрелять, а командный дух, товарищество. Должна быть выработана своя тактическая линия, должна быть сыгранность, спортсмены должны полагаться друг на друга, каждый должен быть готов не только бегать, стрелять и взрывать, но и погибнуть за своих.

Помимо быстрой реакции, смелости, интеллекта, требуется взаимовыручка, товарищеская поддержка, игрок не должен быть эгоистичным. Я видел, как в эту игру проигрывали очень сильные команды только лишь потому, что начинались споры, распри, каждый начинал играть сам за себя. И наоборот, выигрывали те, кто не был в лидерах, за счет эмоционального настроя, взаимной поддержки.

Кто-то скажет, что человек стреляющий - это плохо. Но если наших детей в 16 лет в школе обучают основам военной подготовки, а в 18 призывают в армию, то подразумевается, что они могут взять в руки оружие и защищать родину и мирных жителей. И я считаю, хорошо, если они заранее познакомятся с военными технологиями, хотя бы в игровой форме.

В этом году в Национальном чемпионате Узбекистана участвовало больше 200 команд, по 5 человек в каждой, причем ребята сами объединялись, по своей воле, никто их не заставлял. Только представьте, пять человек ежедневно должны приходить в клуб, в одно и то же время, играть, продумывать стратегию, слушать и не подводить друг друга. Это ведь самый золотой возраст, 16-летние, они дорожат общением друг с другом, и в это же время у них формируются жизненные принципы. Сегодня это команда геймеров, а завтра они будут в армии, в бригаде МЧС, да где угодно. И очень здорово, если они уже будут знать, что такое товарищество. А ведь многие только к концу службы в армии начинают это понимать.

Так что я считаю такие игры полезными, если это идет не в извращенном виде. К сожалению, в Узбекистане уже проводятся турниры на деньги. Не очень нечистоплотные люди привлекают команды, и на них делают ставки, как на бойцовых петухов или собак. Для таких людей все равно, над кем покуражиться, главное - сорвать куш, это криминал, который может пролезть везде, занять любую пустую нишу. Вот это страшно.

- Какие вы видите пути, чтобы избежать этого?

- Этого можно избежать, если киберспорт будет развиваться в Узбекистане нормально, легально. Молодежь всегда объединялась в какие-то группы, и задача нас, взрослых, направить их энергию в цивилизованное позитивное русло, не допустить, чтобы они уходили в андеграунд. Увлечение компьютерными играми в любом случае будет развиваться, независимо от того, признают его полезным или нет. Поэтому пусть лучше молодые люди играют в официальных чемпионатах, общаются, встречаются, видят, что все проводится открыто и честно.

Они ведь максималисты, они очень болезненно относятся к любой несправедливости, даже кажущейся. Всегда есть недовольные, всегда нас, организаторов, в чем-то обвиняют, чтобы мы ни сделали. После первого чемпионата я заявил, что больше никогда в жизни проводить чемпионаты не буду. Но потом понял – это ведь наши дети, а с детьми всегда тяжело. Всегда есть проблема отцов и детей, но родители должны понимать, что она возникла не сегодня и никак не связана с киберспортом и новыми технологиями.

- Что бы вы посоветовали родителям, дети которых проводят в интернет-клубах все свое время?

- К сожалению, сейчас у нас в городе хороших компьютерных клубов мало. Часто они располагаются непосредственно в квартирах, по 10-12 машин, и, бывает, действительно завлекают к себе молодежь сомнительными фильмами, играми эротического или даже порнографического содержания. С этим не то что бы нужно бороться, это надо регулировать. Я за то чтобы, во-первых, компьютерных клубов было много, а во-вторых, клубы не закрывали, а предлагали привести в порядок, согласно тому же перечню определенных игр и фильмов которые не рекомендованы для молодежи.

А родителям я бы посоветовал поинтересоваться, куда ходят их дети, познакомиться с хозяином клуба, спросить, как можно помочь клубу. Это здорово, когда вы знаете, где проводит время ваш ребенок, и я вам скажу: содержать интернет-клуб – это адский труд. Вот только представьте: в день приходят 300-400 подростков, и каждый что-то дергает, отрывает, удаляет какие-то файлы, за каждым нужно смотреть. Поэтому владельцам, администраторам, людям, которые стараются создавать нормальные условия для подростков, нужно помогать и поддерживать.

В Ташкенте сейчас наблюдается тенденция, когда эйфория от создания компьютерных клубов прошла. Лучшие клубы - может быть, не чисто внешне, а по аппаратному обеспечению - сейчас находятся в других городах Узбекистана. В одной только Бухаре больше 100 таких клубов. Есть совсем небольшие, на 2-4 компьютера, но они как-то выживают: смотришь, интернет-кафе в центре Бухары продает компьютеры в клуб на окраине, через год этот клуб перебирается за городскую черту куда-то в Гиждуван, потом еще дальше - в конце концов, я думаю, там каждый район будет приобщен к компьютерным технологиям. Хороших админов переманивают – например, из Бухары в Карши, дают хорошую зарплату, оплачивают проживание. Администратор интернет-кафе – это работа по 10-16 часов в сутки, а так как это работа с подростками, то всегда на нервах, это работа ночью, если собираются команды поиграть, в общем, это очень тяжелый труд. И этому нигде не учат, хотя это сегодня самая популярная профессия.

А в Ташкенте сейчас компьютерные клубы становятся банкротами и закрываются. Это говорит о том, что на самом деле гейм-клубы не дают сверхприбыли. Уже есть примеры, когда несколько клубов, закрывшись на время, вновь открываются. Но уже как места, где проводятся всевозможные лотереи или стоят игровые автоматы, эти пресловутые «однорукие бандиты». Вот это очень вредно, ведь человек ничего не развивает, кроме азарта, надеясь на счастливый случай и становясь настоящим «джентльменом удачи».

Поэтому, в противовес этому, обязательно надо помогать и развивать именно компьютерные клубы! Создавать при хокимиятах, махаллинских комитетах, с их долевым участием, с их регулированием, чтобы это были образцовые по порядку и содержанию компьютерные клубы.

- Что, по вашему, нужно еще делать для развития киберспорта в Узбекистане?

- Прежде всего мы должны выработать стратегию развития, создания школы Узбекистана по киберспорту. Четыре игры, по которым проводится национальные чемпионаты, могли бы стать основой для такой школы. Уже есть сообщество игроков, тренеры, судьи, в общем инфраструктура фактически уже существует, ее нужно только поддерживать и развивать.

В дальнейшем хотелось бы создавать центры на местах, чтобы в каждом городе была бы своя секция или федерация, объединенные на уровне республики в Ассоциацию киберспорта. Что в каждом клубе, входящем в ассоциацию, можно было бы посмотреть подборку материалов, методик, получить консультации по играм. Есть в компьютерных играх такое понятие – «клан». Можно было бы создать ташкентский клан, самаркандский клан, чтобы молодые люди приходили в местные центры, играли, тренировались. Я очень надеюсь, что придет то время когда в наших школах, колледжах и институтах будут висеть объявления: «Приглашаются желающие записаться в секцию StarCraft».

Соб. инф.

Продолжение интервью смотрите здесь

Просмотры 21 просмотр

Статистика просмотров страницы:

  • за прошлый месяц (Март 2024) - 4;
  • за последние 3 месяца (Январь 2024 - Март 2024) - 7;
  • за последний год (Апрель 2023 - Март 2024) - 13;

Отзывы

Админ
Отлично!
Март 28 Админ

Статьи и обзоры Все статьи

Будущее маркетинговых исследований в контексте быстро развивающихся технологий.
Как тайные покупатели помогают компаниям оценить качество обслуживания, выявить проблемные ...
GT & Industrial Systems, LP, действующая в Узбекистане через зарегистрированное ...
В начале 2000-х мир киберспорта переживал свою золотую эпоху, а ...